Одной из форм профессионального развития, самообразования учителя являются сетевые педагогические сообщества.
«Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду» (В.В. Путин)
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Следующее направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?
Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка УУД (универсальных учебных действий). Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Данный процесс самообразования помогает мне найти решения следующих актуальных проблем:
1) В современных школах стало очень много тучных детей. Виной тому, не только питание, но и стрессы, в которые дети погружаются с момента рождения. Дети мало трудятся физически, мало играют в подвижные игры (скакалки, резиночки, салки).
2) Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я помню уроки по 45 мин. Но сегодня урок – 40 мин, а для детей и этого много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, к концу урока не слышит речь учителя.
3) В каждом классе есть диссиденты, это, как правило, дети – личности, неординарные, имеющие своё мнение, «борцы за справедливость». Они спорят, их часто ругают, вызывают родителей в школу. Но в душе таких детей любят. В современной школе они спорить хотят, но знаний мало, тогда они язвят и дерзят.
4) У современных детей низкая мотивация к учебе.
5) Дети мало читают. Вот правило современной школы, если ученик хорошо и бойко отвечает, успешно учится – значит, он - читающий.
Видя школьные проблемы изнутри, я стала заниматься самообразованием через сети интернет, создала свои странички, сайты, прошла обучение по темам: «Проблемы здоровья и школьная дезадаптация. Дифференцированные методики обучения». «Влияние хронических заболеваний на школьную дезадаптацию» в университете им. М.В.Ломоносова. Результатом обучения стало создание моего первого сайта, который помогает мне взаимодействовать с этим университетом так как я теперь являюсь членом педагогического клуба издательского дома 1 сентября.
Большую роль в решении проблем играет активное применение ИКТ.
В 2011 году я познакомилась с программой «INTEL: обучение для будущего». Компьютерные программы позволяют создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Самостоятельно освоила работу с такими электронными программами как Word, PowerPoint, Excel, и другие. Сегодня я учу работать с этими программами своих учеников. Что помогает им занимать призовые места в различных конкурсах.
Несколько лет подряд участвуем в школьных научно-исследовательских конференциях «Школа исследовательского мастерства». Под моим руководством написано около 20 проектных и научно-исследовательских работ. 2 ученицы: Овсепян Э. и Жигунова А. были награждены в Москве «Верительными грамотами юных послов мира» за научно-практические работы по профилактике наркомании.
Взаимодействие с университетом им. М. В. Ломоносова через мой сайт помогло мне разработать авторскую оздоровительную программу «Растим здорового ребёнка. Физкульминутка на каждом уроке». В ней разработаны и предложены учителям разнообразные физкультминутки для глаз, для развития мелкой моторики, дыхательные упражнения по системе Сметанкина с элементами БОС.
Также мои ученики занимаются на школьном образовательном сайте Учу.ру и получают заслуженные награды.
В настоящее время можно говорить о примерно трех десятках относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, где можно повысить квалификацию, найти ЦОРы для работы с учащимися.
В своей педагогической деятельности я активно пользуюсь ресурсами на таких площадках, как: Педсовет.org. Адрес сайта: http://pedsovet.org/, Открытый класс. Адрес сайта: http://www.openclass.ru/. Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/. Крупнейший учительский Интернет-проект России. Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info/. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру». Адрес сайта: http://metodisty.ru/. Про Школу.ру. Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/. Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Сетевое сообщество Соцобраз. Адрес сайта: http://wiki.iot.ru/index.php/. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество. Адрес сайта: http://www.schoolexpert.ru/main. Целью сообщества является использование потенциала учителей-новаторов. Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта: http://pedsovet.su/. В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" и другие.
Сейчас у меня уже несколько своих публикаций на разных сайтах (Вы их можете увидеть на слайде):
На своих сайтах я делюсь своим опытом работы в школе, своими мыслями, проблемами. Получаю советы и поддержку от опытных квалифицированных педагогов из школ РФ и ближнего зарубежья, которые помогают мне убедиться в правильности моих устремлений.
На указанных сайтах есть олимпиады для учащихся всех уровней и классов. Предлагаются все необходимые курсы для самообразования учителей.
На своём сайте я веду свой блог. Создала 5 страниц на сайте infourok:
Участие в конкурсах также способствует профессиональному развитию. На сайте я участвую в конкурсах разработок уроков, классных мероприятий, проектов. Имею уже свои награды за публикации на сайте, причем - бесплатные. 10 публикаций – благодарность. Также, за публикацию на сайте infourok.ru, если разработка пройдет апробацию (проверку на плагиат), получаю сертификаты. Эффективность моего сайта более 90%.
Повышением квалификации я занимаюсь в основном дистанционно. На данный момент мною пройдено много курсов: по работе в начальных классах, ИЗО, ОПК, ОРКСЭ, здоровьесбережению, по работе с детьми с ОВЗ, исследовательская и проектная деятельность.
Я до сих пор люблю учиться. С удовольствием прохожу курсы, творческие семинары, участвую в онлайн-форумах
С 2010 года пройдено более 700 часов переподготовки на курсах.
В этом году сайт https://canvas.instructure.com помог мне пройти курс по проектной и исследовательской деятельности. «Столичный учебный центр» - по программе «Изобразительное искусство как творческое составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях развития ФГОС».
Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.